ИСТОРИЯ
О ТОМ, КАК
СОЗДАВАЛАСЬ
ИСТОРИЯ
почем
опиум для
народа? кто
виноват? что
делать?

Вначале
никакой
Истории не
было... В том
смысле, что
не было
Истории, как
науки. И не
было ее до
второй
половины XVI-го
века. До
этого
времени не
существовало
четкой
цельной
исторической
картины
развития
человеческой
цивилизации;
исторические
сведения
были крайне
разрозненными
и
разбросанными
по
множеству
манускриптов
и
всевозможных
хроник.
Задача
собрать их
воедино и
сложить в
одну могла
бы
показаться
невозможной.
Во-первых,
нужно было
произвести
гигантскую
работу по
отделению "зерен
от плевел",
произвести
критический
анализ
содержащихся
в хрониках
сведений (а
сведения
эти могли
быть и
полулегендарными,
и
легендарными,
и
откровенно
сказочными).
Во-вторых,
нужно было
все эти
хроники
каким-то
образом
датировать (ибо
подавляющее
большинство
оных не
содержало в
себе
никаких дат,
в лучшем
случае
указания
типа: "в
такой-то год
от славного
короля
Ульрика").
И вся эта
кропотливая
работа была
проделана
по существу одним
человеком,
имя
которого
почему-то не
приобрело
широкую
известность
и не встало в
один ряд с
именами
Коперника,
Ньютона и
Менделеева.
Звали этого
человека
Жозеф (Иосиф)
Скалигер (1540-1609),
поэтому
созданную
им
хронологию
называют "скалигеровской".
(Почему-то
гораздо
более
известен
современник
Скалигера -
Мишель
Нострадамус,
человек,
который
придумывал
будущее. Мне
кажется, это
неправильно.
Мы также
хорошо
должны
знать и о
человеке,
придумавшем
нам прошлое.) Именно
после
Скалигера
появляется
деление
истории на
Древний мир,
Античность,
Средневековье
и Новую
историю.
Проверить
созданную Скалигером
хронологию
невозможно -
нет ни
одного
подлинного
письменного
документа
древнего
мира или
античности,
а
средневековые
документы,
которые
называют "копиями
античных",
дат, как уже
говорилось
выше, как
правило, не
содержат.
Так что, чем
руководствовался
Скалигер,
при
составлении
своей
хронологии
для нас с
вами
навсегда
останется
тайной.
Скалигеровская
схема была
принята на
вооружение
далеко не
сразу, в свое
время она
подвергалась
массированной
критике, так
как
нестыковок
и
нелепостей
в ней было
предостаточно,
но в конце
концов "истина"
восторжествовала.
Безусловно,
для
проверки
правильности
выкладок
Скалигера
использовались
самые
передовые
научные
достижения...
XVI-го, правда,
века...
Например
многие даты
были
проверены
астрономическим
путем самим
Кеплером... И
хотя вычисления
проводились,
принимая во
внимание,
что
планеты
обращаются
вокруг
Солнца по
окружностям
(в то время
как на самом
деле орбиты
планет
эллиптические
), до сих
пор (!)
перепроверка
и какое-либо
уточнение
вычисленных
таким
образом дат не
проводились
ни разу! Не
говоря уже
об
абсолютно
вольной
интерпретации
некоторых
текстов,
якобы
содержащих
четкие
астрономические
указания. (Например
Кеплер
полагал, что
Вифлиемская
звезда - суть
соединение
Сатурна и
Юпитера,
почему -
одному Богу
известно.)
Вот на таком
шатком
фундаменте
историки
кропотливо
взялись
возводить
здание
новой науки...
А потом
наступил XIX-й
век. Век "великих
археологических
открытий". В
его начале в
поле зрения
историков
попал "Древний
Египет", в
середине -
крито-микенская
культура и
Месопотамия,
а конце
стали
возможны
раскопки в
Греции. Все
найденное и
расшифрованное
надо было
объяснить и,
самое
главное,
датировать.
Традиционная
хронология,
из-за
которой во
времена
Скалигера
было
сломано
немало
копий, уже
полностью
владела
умами. Еще
только
приступая к
раскопкам,
ученые
знали, вещи
какого
именно
времени они
найдут, и
какие
постулаты
подтвердят.
А если
находилось
что-то сверх
того,
размещали
по "шкале
времен" по
своему
разумению,
руководствуясь
имеющейся
хронологией.
(Вопиющий
пример из не
столь
далеких
времен -
история о
том, как
Генрих
Шлиман
нашел Трою.
Он нашел
Трою, так как
собирался
найти
именно ее, и
если бы он
искал к
примеру
Карфаген, то
откопанные
им руины
имели бы
другое
название.
Кроме шуток -
дело именно
так и
обстояло! )
На
сегодняшний
день -
История
солидная и
уважаемая
наука.
Тысячи
томов, сотни
тысяч
монографий,
миллионы
статей, написанные
историками
за
прошедшие
столетия
внушают
трепет и
уважение
уже хотя бы
объемом
написанного.
И вот,
как это
обычно и
бывает,
появляются
люди,
которым
больше всех
надо...
Собственно,
критика
скалигеровской
хронологии
существовала
всегда. (Например,
профессор Саламанкского университета де Арсилла
(de Arcilla) еще в XVI веке опубликовал две свои работы:
"Programma Historiae Universalis" и "Divinae Florae
Historicae", где доказывал, что вся древняя история сочинена в
средние века, и к тем же выводам пришел иезуитский историк и археолог
Жан Гардуин (J. Hardouin, 1646 -1724), считавший классическую
литературу за произведения монастерионцев предшествовавшего ему XVI
века... Немецкий приват-доцент Роберт Балдауф написал в
1902 -1903 годах свою книгу "История и критика", где на основании чисто
филологических соображений доказывал, что не только древняя, но даже
и ранняя средневековая история - фальсификация Эпохи Возрождения и
последующих за ней веков.)
И критикой
этой
занимались
не
последние
умы
человечества.
Небезызвестный
Исаак
Ньютон,
опубликовал
в конце
жизни серию
работ,
посвященных
пересмотру
хронологической
схемы имени
Скалигера.
Реакция
общественности
была
примерно
следующей: "Ньютон, покоривший своим умом все человечество, как
справедливо писали о нем современники, в старости тоже страдал
настоящим психическим расстройством, хотя и не настолько сильным, как
предыдущие гениальные люди. Тогда-то он и написал, вероятно,
"Хронологию",
"Апокалипсис" и "Письмо к Бентелю", сочинения
туманные, запутанные и совершенно непохожие на то, что было написано
им в молодые годы" (Ч. Ламброзо, "Гениальность и помешательство".
- М.: Республика, 1995, с. 63). Вот
так, господа...
Падение
яблока,
видимо, не
прошло
бесследно...
Поистине
революционными
можно
считать
работы Н. А. Морозова
(1854 -1946) -
выдающегося
русского
ученого-энциклопедиста.
В 1907 г. Морозов издал книгу "Откровение в грозе и буре", в которой проанализировал
"Апокалипсис" и пришел к выводам,
согласно
которым датировка
"Апокалипсиса" сдвигается либо на 300, либо на 1000 лет
ближе к
нашему
времени. В 1914 г. он издал книгу
"Пророки", в которой на основе астрономической методики датирования была пересмотрена датировка
библейских пророчеств. Согласно Морозову, эти даты сдвигаются
вверх по крайней мере на несколько сотен лет.
И, наконец, в 1924
-1932 гг. Морозов издает фундаментальный
семитомный труд "Христос". "История человеческой культуры в естественно-научном
освещении". Важнейшим фактом, обнаруженным в этом исследовании, является
отсутствие обоснования (в современном научном смысле) скалигеровской
хронологии. Основываясь на анализе огромного фактического материала,
Морозов выдвинул и частично обосновал фундаментальную гипотезу о том,
что скалигеровская хронология искусственно растянута, удлинена по
сравнению с реальностью. Идея Морозова основана на обнаруженных им
"повторах в истории". Он указал древние тексты, описывающие,
вероятно, одни и те же события, но датированные затем разными эпохами
и считающиеся сегодня существенно различными. В частности, Морозов предъявил несколько династий правителей,
являющихся, по его мнению, "дубликатами" одной и той же реальной
династии. Выход в свет труда вызвал оживленную полемику в печати,
отголоски которой присутствуют и в современной литературе. При этом
были высказаны некоторые справедливые замечания, однако в целом
концепция Морозова оспорена не была.
Ну и,
наконец, в
конце ХХ
века
появляется
А.Т. Фоменко
со товарищи,
с
публикаций
которого и
начинает
свое
существование
проект "Новая
Хронология".
Пересказывать
сущность
Новой
Хронологии
в двух
словах не
имеет
смысла.
Основной
момент
заключается
в том, что
путем
анализа
нарративных
источников
современными
научными
методами (статистические,
астрономические,
лингвистический
анализ и др.)
была
создана
совершенна
иная
картина
развития
человеческой
цивилизации.
В
традиционной
версии
Истории
были
обнаружены
хронологические
сдвиги (три
важнейших
сдвига по
Фоменко: на 330,
на 1053 и на 1780 лет ),
династические
дубликаты и
фальсификации.
Фоменко
ругают уже
давно, были
попытки
инкриминировать
ему
шизофрению (вообще,
объявлять
новохронологов
психами,
считается
признаком
хорошего
тона ), между
тем проект
продолжает
жить,
развиваться
и
овладевать
массами.
Мне
говорят: "Ну
что это за
направление
такое "Новая
Хронология"?
Что
предлагает
Фоменко
взамен
существующей,
путь не
совсем
верной
схемы?
Ничего!
Пустоту! "Эти
события -
примерно 14-й
век, а вот эти
- это скорее
всего 15-й..."-
это что,
наука?
Все верно.
Точных дат у
Фоменко
немного. Но
это, как
пафосно или,
может быть,
глупо это не
прозвучит,
наука
будущего! Да,
именно так. В
том случае,
когда нам
неоткуда
взять
точные
датировки,
нам
придется
довольствоваться
весьма
условной
схемой.
История
будущего
будет
содержать
то, что можно
установить
наверняка.
Например,
систему
причинно-следственных
связей:
когда точно
неизвестно
когда, но
точно
известно
что было
раньше
другого.
Дело в том,
что
человеческая
цивилизация
развивается
по
определенным
законам. Все
как в игре
Сида Мейера,
которая так
и
называется
"Цивилизация".
Нельзя
выйти на
определенный
уровень
развития,
не обладая
определенными
технологиями
и ресурсами.
Об этом
хорошо
сказано в статье
Я.Кеслера.
Факты - вещь
упрямая.
Металлургия
бронзы
сложнее
металлургии
олова,
скульптуры
"древних"
греков
совершенней
средневековых
и сначала
было колесо,
а уж потом
паровой
двигатель. И
когда мне
говорят, что
к примеру
обычную
столовую
вилку не
знали до
времен
позднего
средневековья
и в то же
время
образцы
серебряных
вилок
искусной
работы
находят в
ассирийских
захоронениях
- это должно
заставить
задуматься...
И не
нужно
пугаться
неопределенности.
В конце
концов вся
современная
наука
движется
именно в
этом
направлении
(принцип
неопределенности
Гейзенберга,
теория
относительности
и т.п.). Мы
знаем
только то,
что мы знаем,
не более
того... Мы
никогда не
получим все
ответы на
все вопросы.
Когда-то мир
был очень
простым...
Земля была
плоской, а
звезды
прибиты
намертво к
небесной
сфере. Люди
не хотели
верить
Копернику
еще и потому,
что он уж
слишком все
усложнил...
Остановил
Солнце и
сдвинул
Землю... И она
с тех пор
вертится! И
пусть Новая
Хронология
верна
далеко не во
всем, наши
исторические
представления
рано или
поздно
придется
корректировать.
Никуда мы от
этого не
уйдем.
DMB
|