ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ Я.А.КЕСЛЕРА
НА КОНФЕРЕНЦИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В 2001
г.

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ:
— Я предоставляю слово Ярославу Аркадьевичу Кеслеру, старшему научному сотруднику кафедры химических технологий Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доктору химических наук. Пожалуйста.
Я. А. КЕСЛЕР:
— Добрый вечер. Я хочу сразу обратиться к молодежи. Здесь много говорили о молодежи. Чем ребенок, который только начинает познавать мир, отличается от знатоков? У знатоков только три основных вопроса: Что? Где? Когда? Это и есть основные вопросы истории. А ребенок задает вопрос: Почему? У ребенка главный вопрос в познании мира — Почему? Это потом он узнает Как и тогда начинает понимать — Что? Где? Когда? Вот я очень коротко сейчас вам покажу, чем отличается методология естественнонаучной истории от политической историографии, которая свойственна всей нашей традиционной исторической науке. Я покажу вам одну картинку и ее прокомментирую. История нашей цивилизации очень коротка. В любой энциклопедии вы прочтете, что человек от собирательства, охоты переходит к производительной деятельности. Это эпоха неолита, неандерталец, примерно 8 тысяч лет назад. Вот вся временная шкала нашей цивилизации, имея в виду, что между этим неандертальцем, который начинает заниматься производительной деятельностью, и перед предыдущим его предком прямой эволюционной связи, как сегодня уже генетика доказала, нет. Обязательно должен был быть один, по крайней мере, единственный генетический скачок. И скачок этот очень простой. Любое живое существо на земле, кроме человека, генетически, врожденно боится огня. Поэтому первый шаг перехода к производительной деятельности это овладение на первом этапе технологией поддержания огня, а не бегство от него. И только с этой технологией поддержания огня будет следующий этап — добывание огня, далее — этап преодоления порога, скажем, красного каления, который дается древесиной, естественными носителями. И только после этого красное каление — бронзовый век. Белое каление — это должен быть уголь, да не простой, а кокс, это уже металлургия и т. д. В этом и состоит система естественнонаучных и причинно-следственных связей. Сразу отметим, что здесь история нашей цивилизации обладает вполне четким в естественнонаучном смысле экспериментальным материалом. Дело в том, что цивилизация развивается волнообразно. Сначала человек открывает некий закон природы, т. е. видит, что в природе есть закон. Это ее ресурс. Также и материальный ресурс. Для производительной деятельности нужно только две вещи ресурс и технология. После открытия ресурса человек создает технологию. Цивилизационные события, которые продвигают вперед цивилизацию, происходят следующим образом. Человек по новой технологии создает некую продукцию, которой до сих пор в природе не было. И вот от момента, когда он создал эту технологию, до того момента, когда эта продукция стала массовой: теоретически порог очень простой, если этим пользуется каждый шестой, считайте, событие состоялось. В настоящее время последнее цивилизационное событие — это Интернет. Число населения земного шара шесть миллиардов, число пользователей, прямых пользователей Интернета — один миллиард. Порог преодолен. Такое цивилизационное событие как информационная продукция уже состоялось. Итак у нас есть первое событие — это овладение огнем, есть последнее событие — Интернет. А какой экспериментальный материал дает нам история? Очень коротко. Прошло 7,5 тысяч лет от некоего старта цивилизации, как раз от этого генетического скачка, до настоящего времени. Возникает зависимость интервала реализации цивилизационного события от времени. За последние 550 лет мы знаем точно как совершались события. Например, на рубеже XV—XVI веков есть по крайней мере два крупных события: первое — это установление артиллерии как рода войск, по убойной силе превышающих все, и возникновение печатного дела. Интервал реализации (с точностью 20 %) примерно 100 лет. Далее, на рубеже XVII—XIX веков — паровая машина и первый пароход Фултона, это первое цивилизационное событие. Появляется водный транспорт. Параллельно происходит событие — вакцинация против оспы. И параллельно — создание хроматического звукоряда после хорошо темперированного клавира Баха, когда в любом месте можно из любых инструментов собрать оркестр, и все знают, как настраивать инструменты. Это три параллельных события, происходящих в одно время и имеющих один и тот же интервал, примерно 40 лет. Вы видите, что эта убывающая арифметическая прогрессия очень проста. Каждое столетие интервал сокращается на 20 лет. И сегодня Интернет у нас занимает менее 5 лет.
Возьму очень близкую экстраполяцию назад и покажу вам, что такое причинно-следственная связь, т. е. когда одно не может обойтись без другого. Вот таких шагов от I до XV века всего-навсего полтора десятка. Записаны такие события, как возникновение конницы и конного транспорта. До этого транспорт был только с пешеходной скоростью — быки, ишаки, мулы. Конный транспорт на порядок быстрее. И после него, кстати, разрослась чума, потому что скорость распространения ее по суше сразу увеличилась. Из этого можно сделать вывод — до времен Батыя не могло быть технически конницы в Европе. Тумен Батыя тьма — 10 тысяч всадников, это 30 тысяч лошадей, чтобы это была конница как род войск. Одна лошадь под всадником, одна в поводу и одна в обозе, иначе эта армия не мобильна. Тумен 30 тысяч лошадей, корма тогда не заготовляли, ни в одной летописи вы не найдете сведений об этом. Он вынужден был перемещаться непрерывно, в той зоне, где была кормовая база для лошадей. Потому что, если лошади пали, то этой армии грош цена. А 30 тысяч лошадей на одной стоянке суточной? Они как саранча съедят все. Поэтому технически конницы как рода войск ранее времен Батыя быть не могло.
А теперь мы вернемся чуть назад и посмотрим XI век. И что мы видим в источниках? Первый пример: на территории Италии в XI веке, в пересчете на сегодняшний курс, одна лошадь стоила 30 тысяч долларов. В настоящее время в Европе много народа может позволить купить себе лошадь за 30 тысяч долларов? Нет. Если в бартерном эквиваленте, в товарном, одна лошадь была эквивалентна 45 коровам, то есть лошади были исключительно дoроги в XI веке и также редки как слоны сейчас. Второй пример, в том же XI веке. Вильгельм Завоеватель со своим полутысячным отрядом всадников, собранных со всей Европы с помощью папы Григория VII, высадившись на Британские острова, наголову разбивает на порядок превосходящую по числен-ности армию Горальда, пешую. Почему? А не было лошадей в Англии. Дело в том, что за 500 лет до этого, пять веков после ухода римлян, англосаксы пахали на быках, о лошадях и не слышали. Так что традиционная теперь английская любовь к лошадям возникла после Вильгельма Завоевателя. Это он их научил ценить лошадей. А что же у нас на Руси, Русская Правда Ярослава Мудрого? Да там высшая мера устанавливается не за убийство свободного человека, не за измену, а за конокрадство. И в наших былинах мы читаем: «В одну сторону пойдешь — себя потеряешь, в другую сторону — коня потеряешь». Ни один наш былинный богатырь не шел туда, где «коня потерять». Летопись снабжена прекрасными иллюстрациями. Вот на этих иллюстрациях вы увидите, что на борзых конях сидят всадники, натягивают луки, поднимают сабли, только одна деталь — стремян нет у этих лошадей. А теперь тем, кто занимался когда-нибудь верховой ездой, скажите, что произойдет, если у вас стремена отсутствуют, что произойдет, если вы будете пытаться натянуть лук или замахнуться саблей? Воевать так можно? Или надо спешиться, а уже потом воевать? Я это говорю к тому, что речь здесь не идет о фальсификации документов. Речь идет о фальсификации эпохи. Документы-то могли быть написаны все одновременно и гораздо позже. И многие из тех источников, о которых здесь говорилось, никто не собирается подвергать сомнению, но есть какие-то вещи, например, технически нельзя изготовить, уровень развития технологии не позволяет этого сделать и т. д., которые говорят о другом. И это доказать можно. В некоторых случаях и артефакты доказать можно. Кстати, недавно доказано усилиями ученых Московского университета по поводу знаменитого «Серебряного кодекса». Серебром оказалось написать что-то гораздо сложнее, чем золотом. Зато установить его изготовителя можно достаточно точно. Я просто хочу сказать, что это и есть определенные методологии, когда вы выстраиваете цепочку причинно-следственных связей и понимаете, что одно не могло произойти без другого, вот тогда вы начинаете задаваться вопросом Почему? А из него уже возникает Что? Где? и Когда? Методология понятна? Я думаю, что любой здравомыслящий человек может ее применить, здесь нет никаких проблем. В летописи написано, что Святослав взял в плен одного басурманина, у которого были луки самострельные, и стреляли живым огнем басурмане. Взяли его со всем снаряжением. Самострельный лук, который не могли натянуть 50 человек. Речь ведь идет об осадном арбалете, это не лук, потому что если простой лук 50 человек натягивают, — вокруг него встать невозможно. А речь-то идет, естественно, об арбалете — это осадное орудие. И попадает в руки к князю новое оружие. И что же, после этого нигде не упоминается, что стали применять это оружие, поставили себе на вооружение. Да, североамериканские индейцы, не сталкиваясь с огнестрельным оружием, очень быстро поняли, что оно по убойной силе гораздо сильнее, чем стрелы, и восприняли это. А это есть обычная естественнонаучная методология познания мира. Таким образом, прежде чем заучивать даты, надо задаться вопросами. А почему? А как? И тогда уже будет ясно, что произошло, когда произошло и где произошло? Спасибо.
источник: сайт
www.newchrono.ru
|